Главное управление образования мэрии г.Новосибирск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Лицей № 176»
ИНН 5403127249 ОГРН 1025401309790
630064, г.Новосибирск, ул.Новогодняя,20/2
тел./факс 346-57-02, тел.346-47-98
Основная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования, разработанная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей №176» разработана образовательным учреждением с привлечением членов Управляющего совета и родительской общественности.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей №176» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
— систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работы с текстом;
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
— программу коррекционной работы, заключающейся в педагогической поддержке обучающихся, часто пропускающих занятия по болезни или в связи со сборами (спортивными, творческими).
3. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Образовательное учреждение МАОУ «Лицей №176», реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обеспечило ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
— с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
— с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса через размещение текста Программы на сайте образовательного учреждения и на информационных стендах лицея.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база ООП ООО
Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска «Лицей № 176», имеющего государственную аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности, – это программный документ, на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества образования на ступени основного общего образования МАОУ «Лицей № 176».
ООП ООО разработана коллективом педагогов, представителей общественности, родителей основной ступени образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Новосибирска «Лицей № 176».
ООП ООО разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
· Конституция РФ (Глава 2, статья 43 «Каждый имеет право на образование»)
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный закон Российской федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года - в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993.
· Закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории новосибирской области» принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 07.07.2005 N 308-ОСД
· Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 07.02.2012 №206 «О переходе общеобразовательных учреждений Новосибирской области на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 2012 году»
· Приказ ДО НСО от 30.11.2009 №1270 «О создании в Новосибирской области сети специализированных классов для обучения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях».
· Приказ ДО НСО от 08.04.2010 №625 «О проведении конкурсного отбора обучающихся общеобразовательных учреждений Новосибирской области в специализированные классы для одаренных детей по математике, физике, химии на базе общеобразовательных учреждений, прошедших конкурсный отбор».
· Приказ ДО НСО от 01.06.2010 «О внесении изменений в приказы департамента образования Новосибирской области от 01.04.2010 № 545 и от 08.04.2010 № 625».
· Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 04.05.2012 №979 «О развитии в 2012-2013 учебном году в Новосибирской области сети специализированных классов математического и естественнонаучного направлений».
· Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 21.06.2012 №1400 «О внесении изменений в приказ от 04.05.2012 №979 «О развитии сети классов с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии в Новосибирской области».
o Концептуальных положений Программы развития МАОУ «Лицей №176»;
o Устава образовательного учреждения;
o локальных актов МАОУ «Лицей №176», регламентирующих деятельность участников образовательного процесса;
o образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Нормативный срок освоения Основной образовательной программы основного общего образования – 5 лет.
Программа адресована участникам образовательного процесса МАОУ «Лицей № 176», к числу которых относятся:
· педагоги основной школы;
· дети школьного возраста, обучающиеся в 5-9 классах МАОУ «Лицей №176»;
· родители обучающихся 5-9 классов;
· представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета лицея.
Системные изменения в образовании России задают векторы развития, побуждая педагогический коллектив МАОУ «Лицей №176» стремиться к тому, чтобы стать эффективно работающей на рынке образовательных услуг образовательной организацией.
Уникальность ООП ООО МАОУ «Лицей № 176» состоит в признании актуальности ряда непреходящих ценностей:
1. Ценность доступности образования.
2. Ценность повышенного уровня образования, направленная на безусловное сохранение позитивных достижений лицея в обеспечении повышенного уровня образования для учащихся. На первой и второй образовательных ступенях проводятся пропедевтические развивающие курсы, обеспечивающие обучающимся равные стартовые возможности для успешного изучения математики и физики на углубленном уровне, начиная с 8-го класса. На ступени основного общего образования создаются и успешно функционируют специализированные классы физики и инженерно-технологические классы в рамках реализации регионального проекта «Создание сети специализированных классов естественнонаучной направленности для одарённых детей ОУ НСО».
3. Ценность лицейского уровня качества образования, обеспеченного высоким уровнем технологичности образовательного процесса через широкое использование эффективных образовательных и здоровьесберегающих технологий.
4. Ценность поддержки талантливых детей, развития творческого потенциала личности и его реализации в обучении и будущей профессиональной деятельности.
5. Ценность новых подходов к управлению качеством образования - внедрение системы менеджмента качества, разработанной на основе международных стандартов ISO серии 9000, сертифицированной в 2013 году, внедрение процессного подхода, ориентированность на удовлетворение запросов потребителей – государства, общества, родителей и обучающихся.
6. Ценность открытости образовательного пространства лицея - широкая диссеминация опыта инновационной работы: лицей – базовая площадка кафедры начального образования и кафедры естественнонаучного образования НИПКиПРО, стажировочная площадка в рамках реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в ОУ НСО», инициативный центр локальной сети специализированных классов (СОШ №54, Лицей №6 г. Бердска, Гимназия №7 «Сибирская», «Лицей №136», инженерный лицей НГТУ).
7. Ценность высокого уровня компетентности педагогических кадров, который развивается в процессе деятельности Городской инновационной площадки «Инновационные подходы к развитию профессиональных универсальных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС ООО»; развитие мотивации к инновационной, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в ходе методической работы в лицее в интерактивных формах, через систему непрерывного самообразования, курсовой переподготовки и прохождение аттестации, формирование навыков рефлексии и ведение профессионального портфолио.
8. Ценность многоканального финансирования образовательных услуг, которое позволяет аккумулировать финансы и направлять их на реализацию конкретных образовательных программ, кадровое и интеллектуальное обеспечение их качества. Эта схема строится на синтезе условий финансирования:
· Финансово-экономическая самостоятельность автономного образовательного учреждения.
· Общественно-государственное управление, развитие контрактных отношений с органами власти.
· Нормативно-подушевое финансирование.
· Развитие социального партнерства и института меценатов для привлечения инвестиций в образование.
· Конкурсное финансирование образовательных проектов.
· Оказание платных образовательных услуг.
Цель, которая ставится перед учреждениями образования - создание комплекса условий для «раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Наиболее важные факторы, определяющие успех в современных реалиях и реалиях будущего:
1. Наличие у выпускника базовых компетентностей современного человека:
· информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем),
· коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми),
· самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы),
· самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
2. Наличие у выпускника современных результатов образования:
· личностных (ценностных установок и ориентаций);
· метапредметных (универсальных способов учебных действий);
· предметных (универсальных способов действий, преломляемых через специфику предмета; системы базовых или опорных знаний и продуктивного мышления; индивидуального прогресса в отдельных направлениях).
3. Наличие у выпускника базовых национальных ценностей российского общества.
4. Сформированность у выпускника личностной, семейной, социальной культуры, готовности к активной созидательной деятельности в социуме.
Миссия лицея состоит в создании условий для самореализации обучающихся, для формирования у них компетенций, адекватных современному уровню информационной культуры, высокой степени мобильности, проявления многообразных форм поведенческой активности при сохранении целостности личности и гуманистичности ценностных ориентаций, для оптимального развития человеческого капитала, выраженного в способности к продуктивному мышлению, готовности к продолжению образования и активной созидательной деятельности в социуме.
Философия лицея
Коллектив МАОУ «Лицей №176» исповедует философию TQM, состоящую в непрерывном улучшении системы менеджмента, обеспечивающей высокий уровень предоставляемых образовательных услуг, достижение целей и задач Политики в области качества.
В лицее существуют корпоративная идея, которой подчинена вся деятельность образовательного учреждения. Эта идея - ПЕРСПЕКТИВА для каждого участника образовательной деятельности:
· Проектирование индивидуального образовательного маршрута
· Ежедневный упорный продуктивный труд
· Радость самопознания и открытий
· Содружество и самостоятельность
· Педагогическая поддержка
· Единство цели и средств достижения успеха
· Компетенции оптимального уровня
· Творческая и познавательная активность
· Инициативность
· Высокий уровень интеллектуального и ценностного потенциалов
· Активная социальная позиция.
Для достижения концептуальных целей в лицее созданы:
· современная инфраструктура, нормативно-правовые, организационные, информационно-методические, материально-технические, кадровые условия;
· оптимальная система государственно-общественного управления;
· эффективный учебно-воспитательный процесс;
· интегрированная система основного и дополнительного образования;
· безопасная здоровьесберегающая среда;
· системы мониторинга и внутреннего аудита качества образовательных услуг.
В лицее реализуются образовательные программы:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Порядок приёма в лицей устанавливается внутренними нормативными актами, утвержденными учредителем, и обеспечивает приём граждан, проживающих на территории, закреплённой за учреждением, и имеющих право на получение образования. Образовательные ресурсы Лицея также доступны для всех жителей города Новосибирска, преимущественно районов Левобережья, что соответствует ориентации на развитие лицея как открытого социально-государственного института, деятельность которого направлена на удовлетворение образовательных запросов граждан.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение достижения планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— создание условий для становления и развития личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации МАОУ «Лицей №176» основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
§ обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
§ обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
§ обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
§ установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
§ обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
§ взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с разными социальными партнёрами;
§ выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых и мотивированных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных системы дополнительного образования детей;
§ организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
§ участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, лицейского уклада, лицейского ученического самоуправления;
§ включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города Новосибирска для приобретения опыта реального управления и действия;
§ социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
§ сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
O воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
O формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
O ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
O развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
O признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
O учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
O разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых и мотивированных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном процессе применяются технологии:
· развивающего обучения;
· эвристического обучения;
· проблемно-диалогического обучения;
· исследовательской и проектной деятельности;
· ТРИЗ;
· развития критического мышления;
· интерактивного обучения;
· здоровьесберегащие технологии;
· портфолио;
· ИК технологии и медиатехнологии;
· игровые технологии;
· опережающего обучения;
· модульного обучения;
· дистанционного обучения;
· психолого-педагогического сопровождения;
· тьюторского сопровождения и др.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
u с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
u с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки, и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
u с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
u с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;
u с развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
u с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет, социальные сети).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений новым.
Формы организации образовательного процесса:
· урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
· метапредметное учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального действия;
· внеурочная деятельность для развития учебной мотивации и кругозора обучающихся;
· консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению образовательных проблем лицеиста;
· домашняя самостоятельная работа, в том числе в дистанционных формах, как условие успешной учебной деятельности по освоению индивидуального образовательного маршрута;
· внеучебные формы организации образовательного пространства как место реализации личности школьника (конкурсы, акции, марафоны, научно-практические конференции, выставки, эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, мастерские и т.д.).
Результаты освоения ООП ООО МАОУ «Лицей №176» рассматриваются комплексно: через оценку предметных результатов, метапредметных, личностных результатов с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.
В МАОУ «Лицей № 176» созданы условия для реализации основной образовательной программы основного общего образования: имеются лицензированный медицинский кабинет, зубоврачебный кабинет, спортивный зал, тренажерный зал, открытая спортивная площадка, танцевальный класс, учебные кабинеты, в том числе 2 кабинета ИКТ и два мобильных кабинета, Библиотечно-информационный центр, локальная сеть с выходом в Интернет с каждого рабочего места, столовая, обеспечивающая горячим питанием участников образовательного процесса.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Учебный план и расписание составляются с учётом требований, предъявляемых нормами СанПиН. В лицее соблюдены нормативы максимальной учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки обучающихся, определенные БУП и СанПиН. За соблюдением санитарно-гигиенического благополучия образовательной среды приказом директора определены ответственные.
Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования, в 5-х - 7-х классах составляет 35 недель, 8-х классах - 36 недель, в 9-х классах - 34 недели. Продолжительность каникул - 30 дней.
В целях предотвращения перегрузки обучающихся:
1. определен режим работы;
2. определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиН;
3. утверждены локальные нормативы текущей и итоговой аттестации;
4. учебным планом предусмотрено не менее 50% внеаудиторных занятий при организации внеурочной деятельности.
ООП ООО МАОУ «Лицей №176» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования с использованием УМК Образовательной системы «Школа 2100».