Характеристика образовательных программ по ступеням обучения
1 класс |
Система общего развития Л.В. Занкова |
Реализация ФГОС НОО |
2 класс |
«Школа 2100» |
Реализация ФГОС НОО |
3 класс |
«Школа 2100» |
Реализация стандартов 1 поколения |
4 класс |
«Школа 2100» «Планета знаний» |
Реализация стандартов 1 поколения |
5 класс |
Общеобразовательный |
Реализация стандартов 1 поколения |
6 класс |
Общеобразовательный |
Реализация стандартов 1 поколения |
7 класс |
Специализированный класс физики |
Реализация стандартов 1 поколения |
7 класс |
Математический |
Реализация стандартов 1 поколения |
7 класс |
Общеобразовательный |
Реализация стандартов 1 поколения |
8 класс |
Математический |
Углубленное изучение математики. Реализация стандартов 1 поколения |
8 класс |
Общеобразовательный |
Реализация стандартов 1 поколения |
9 класс |
Физико-математический |
Углубленное изучение математики, расширенное изучение физики, реализация минимума содержания образования 1998 г. |
9 класс |
Общеобразовательный |
Реализация минимума содержания образования |
10 класс |
Физико-математический |
Реализация стандартов 1 поколения Углубленное изучение математики и физики |
10 класс |
Информационно-технологический |
Реализация стандартов 1 поколения Изучение математики, информатики и информационных технологий на профильном уровне |
11 класс |
Физико-математический |
Реализация стандартов 1 поколения Углубленное изучение математики и физики |
Характеристика образовательных программ
В лицее реализуются:
- В 1-2-х классах основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС (6 классов).
- В 3-4, 5-8, 10-11 классах – программы, разработанные на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта первого поколения (2004 г.).
- В 9-х классах – программы, реализующие минимум содержания образования (1998 г.), поэтому в них были внесены коррективы в соответствии ФКГОС для приведения в соответствие содержания образования выпускников основной школы с требованиями независимой экспертизы знаний и умений, предъявляемыми КИМ ГИА.
В период адаптации первоклассников был введен курс «Введение в школьную жизнь», разработанный Г. Цукерман, где дети учились оценивать себя, работать в парах, задавать вопросы и т. п. Применялись самооценочные линейки, на которых ребенок легко отмечал свою успешность. Ежедневно в этот период при завуче были организованы встречи учителей и психолога. На каждый следующий день рассматривались предложенные занятия курса «Введение в школьную жизнь» и выбирались те задания и приемы, которые подходили классу.
Одно из нововведений Стандарта - внеурочная деятельность, которая при интеграции с дополнительным образованием помогает решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, способствует развитию у детей мотивации к познанию и творчеству, личностному росту, лучшей адаптации к жизни в обществе, приобщает детей к здоровому образу жизни. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность для учащихся 1-2-ых классов организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному.
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации выбрана интеграционная модель (оптимизационная плюс дополнительная) организации внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и дополнительного образования).
Внеурочная деятельность в 1-4 классах реализуется через:
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей - ДДТ УМ «Юниор», МБОУ ДОД ДШИ «Гармония», ДОД «ДДТ «Кировский», ДОД ДДТ им. Ефремова, детская библиотека им. Бажова, ДСЮШ ОР «Олимпик»;
- организацию деятельности групп кратковременного пребывания;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
Внеурочная деятельность дополняет и обогащает урочную систему новыми формами (кружки, факультативы, секции, круглые столы, диспуты, проектная, краеведческая деятельность и т.д.). Проектная деятельность осуществляется внутри каждого направления. Защита проектов является одной из важнейших форм представления обучающимися результатов своей деятельности.
Учебный план 5-8 классов разработан на основе ФБУП 2004 года, обеспечивающего реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом рекомендаций регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений НСО и ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Структура учебного плана 5-8 классов включает в себя федеральный, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
Особенности реализации федерального компонента.
Предмет «Искусство» включает две части: «Музыка» и «ИЗО», которые в V – VII классах преподаются параллельно по 1 часу в неделю, в VIII - IX классах изучается интегрированный курс «Искусство» - 1 час в неделю.
В VIII классе вводится предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 36 часов.
Преподавание физической культуры осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ в условиях стандартного спортивного зала, с использованием возможностей тренажерного зала, комплексной спортивной площадки.
Особенности реализации регионального компонента.
Модули курса «География Новосибирской области» интегрированы в учебный предмет федерального компонента «География». Для этого в учебный план на предмет география включено дополнительно 35 часов в год в 6 классе.
Аналогично, для того чтобы обеспечить реализацию курса «Живая природа Новосибирской области» его модули интегрированы в учебный предмет федерального компонента «Биология». Для этого в учебный план на предмет биология включено дополнительно 35 часов в год в 6 классе.
Изучение модулей курса «История Сибири» распределяется в соответствии с содержанием и изучается интегрированно с курсом «История» с VI по IX класс в объеме 34 часов.
С целью соблюдения преемственности учебных планов и для завершения изучения курса (в соответствии с приказом департамента образования Новосибирской области от 27.10.2009г. № 1096 «Об организации апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и Письмом Министерства образования, науки и инновационной политики НСО № 3404-03/30 от 21.06.2011г. Об изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области) за счет часов регионального компонента на параллели V классов вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) по 1 часу в неделю в I полугодии, всего 16 часов.
В число курсов регионального компонента государственного стандарта общего образования на второй ступени образования включаются: «История родного города» в V классах в объеме 19 ч. (1 час в неделю во II полугодии), «Искусство родного края» в VIII классах в объёме 36 часов (1 час в неделю), «Основы выбора профессии» в VIII классах в объёме 36 часов (1 час в неделю).
Особенности реализации компонента образовательного учреждения.
Часы компонента образовательного учреждения распределяются исходя из специфики лицея, для обеспечения дополнительной подготовки в специализированных классах физики и дополнительной (углубленной) подготовки в классах углубленного изучения математики и физики, с целью удовлетворения познавательных потребностей обучающихся, направлены на формирование ключевых компетенций, развитие способностей и повышение качества образования.
Компонент ОУ представлен следующими предметами и курсами:
v для реализации лицейского содержания образования:
O спецкурсы по выбору учащихся в 5-х классах:
- Введение в естествознание (пропедевтика курсов естественнонаучного цикла, подготовка к углубленному изучению физики) – 1 час в неделю;
- Решение сложных задач в курсе математики (в целях развития способностей обучающихся и подготовки к углубленному изучению математики) – 1 час в неделю;
- Наглядная геометрия (пропедевтика курса «Геометрия») – 1 час в неделю;
O предметные курсы в 6-7-х классах:
- Спецкурс «Введение в естествознание» (пропедевтика курсов естественнонаучного цикла, подготовка к углубленному изучению физики) – 0,5 часа в неделю в 6А классе (I полугодие);
- Спецкурс «Введение в геометрию» (пропедевтика курса «Геометрия») – по 0,5 часа в неделю в 6А, Б классах (II полугодие);
- Спецкурс «Математический практикум» (в целях развития устойчивой мотивации обучающихся к предмету, развития ключевых компетенций) – 1 час в неделю в 7Б классе;
- Спецкурс «Математический практикум» (в целях усиления практической направленности предмета, развития ключевых компетенций) – 1 час в неделю в 8Б классе;
- Спецкурс «В мире химических элементов» (пропедевтика курса «Химия») - по 0,5 часа в неделю в 7-х классах (II полугодие).
- Элективный курс «Исследовательская деятельность по физике» (в целях развития интеллектуальных способностей, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся) – 0,5 часа в неделю в 7Б классе (I полугодие);
- в рамках реализациимеждународного проекта «Школы – партнеры будущего» вводится изучение второго иностранного языка (немецкого) по 2 часа в неделю в 5-6-х классах. В 6А классе в качестве второго иностранного языка изучается английский язык.
- в целях формирования ИКТ компетенций, информационной культуры обучающихся вводится спецкурс«Инфознайка» – 1 час в неделю в 5-х классах, 0,5 часа в 6Б классах
- в целях обеспечения универсальности образования, развития познавательных интересов, развития языковых и культурологических компетенций, формирования правовой культуры, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся:
O спецкурсы по выбору учащихся в 5-х классах:
- Риторика - 1час в неделю;
- Мировая художественная культура - 1 час в неделю;
O предметные курсы в 6-7-х классах:
- Спецкурс «Риторика» - 1час в неделю в 6В классе;
- Спецкурс «Практикум по развитию речи» – 1 час в неделю в 7Б классе;
- Спецкурс «Орфографический практикум» - 1 час в неделю в 8Б классе;
- Спецкурс «Подросток и право» – 0,5 часа в неделю в 7Б классе (I полугодие);
- Элективный курс «ТРИЗ» - 0,5 часа в неделю в 7Б классе (II полугодие);
- ИГЗ Проектная деятельность по географии - 0,5 часа в неделю в 7Б классе (II полугодие);
- Факультатив «Основы правовых знаний» 1 час в неделю в 8Б классе.
- в целях сохранения и укрепленияпсихического здоровья обучающихся:
- Спецкурс «Тренинг личностного роста» – 0,5 часа в неделю в 7Б классе (I полугодие).
Учебный план для 9-х классов реализует минимум содержания основного общего образования (1998г.).
В целях приведения в соответствие содержания учебных программ содержанию контрольно-измерительных материалов ГИА проведена корректировка рабочих программ по всем предметам учебного плана.
В 9Б классе осуществляется дополнительная (углубленная) подготовка по математике и физике, в 9В классе реализуется общеобразовательная программа.
Структура учебного плана включает в себя инвариантную (базовый компонент) и вариативную (региональный и школьный компонент) части
Базовый компонент представлен 6-ю образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, физическая культура, технология.
В образовательной области «Математика» изучается два предмета: алгебра и геометрия.
На основании письма Минобразования России от 23.09.2003г. №03-93ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» и в связи с включением в содержание КИМ государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы задач по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» данная тема включена в содержание курса алгебры.
Содержательные линии курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включены в содержание курсов биологии, обществознания, теоретический курс физической культуры.
Содержание курса «История Сибири» интегрировано в курс «История России».
Экологическое образование реализуется через учебные дисциплины химия, биология, физика, география.
Содержание курса «География Новосибирской области» реализуется в базовом предмете «География» без выделения дополнительных часов.
Иностранный язык - английский.
Преподавание физической культуры осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ в условиях стандартного спортивного зала, с использованием возможностей тренажерного зала, комплексной спортивной площадки.
На основании приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312, рекомендаций ДО НСО и приказа Кировского РУО № 251-од от 13.09.05 в 9-х классах осуществляется предпрофильная подготовка.
В 9В (общеобразовательном) классе реализуется базовая модель предпрофильной подготовки (102 часа в год):
- курс «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда НСО», обеспечивающий реализацию минимума содержания образования по информационной работе, профконсультированию и профориентационной работе (34 ч. за счет часов регионального компонента);
- предметные курсы (68 часовв год):
- Экономика - 1 час в неделю;
- Элективный курс «Основы социологии» – 0,5 часа в неделю;
- Элективный курс «Основы генетики» – 0,5 часа в неделю.
Для реализации элективных курсов используются часы факультативных, индивидуальных, групповых занятий по выбору.
Перечень предметных курсов обеспечивает образовательный заказ выпускников основной школы, не планирующих обучение в классах углубленного изучения математики и физики на третьей образовательной ступени, и их родителей.
В 9Б (углубленного изучения математики и физики) классе курсы по выбору интегрируются в содержание предметов, изучаемых на углубленном уровне, профконсультирование обеспечивается через образовательный компонент «Технология», информационная работа - через реализацию Программы воспитания и развития классного коллектива, работу школьной психологической службы.
Часы компонента образовательного учреждения распределяются исходя из специфики лицея, с целью обеспечения углубленной подготовки по математике и физике, удовлетворения познавательных потребностей обучающихся, направлены на развитие их способностей и повышение качества образования и создания условий для успешного продолжения образования на третьей ступени.
Компонент образовательного учреждения представлен следующими предметами и курсами:
- Факультатив «Исследовательские задачи по математике» (в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся, обеспечения дополнительной подготовки по математике) - 1 час в неделю в 9Б классе;
- Спецкурс «Практикум по русскому языку» (для усиления практической направленности предмета, развития языковых компетенций) – 1 час в неделю в 9В классе
Учебный план 10-11 классов разработан на основе ФБУП 2004 года, обеспечивающего реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом рекомендаций регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений НСО и ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Учебные планы и организация учебного процесса в классах третьей ступени отвечают общим принципам построения ФБУП и основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.
УП 10А, 11А (классы углубленного изучения математики и физики) составлены на основе учебного плана физико-математического профиля, в 11Б классе реализуется учебный план информационно - технологического профиля, в 10Б классе – универсального обучения.
В соответствии с этим в учебных планах 10А, 11А классов присутствуют 10 обязательных базовых общеобразовательных предметов, направленных на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
В 11Б классе обязательными базовыми общеобразовательными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», в 10Б классе - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право)», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Иностранный язык в 10-х классах - английский, в 11-х классах – английский и немецкий.
Преподавание физической культуры осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ в условиях стандартного спортивного зала, с использованием возможностей тренажерного зала, комплексной спортивной площадки
Учебный предмет «География» (70 часов за два года обучения) включен как обязательный предмет по выбору в целях обеспечения условий для завершения общеобразовательной географической подготовки старшеклассников.
Предметами углубленного изучения (10А,11А) являются математика и физика, на изучение которых отводится:
O математика - 560 часов за два года обучения (по 8 часов в неделю);
O физика - 490 часов за два года обучения (по 7 часов в неделю).
Модель углубленного изучения: профильный уровень (6 часов математики и 5 часов физики) дополняется часами из компонента образовательного учреждения (по 2 часа на каждый предмет).
Предметами профильного изучения (11Б) являются математика, информатика и ИКТ, на изучение которых отводится:
- математика - 420 часов за два года обучения (по 6 часов в неделю);
- информатика и ИКТ - 280 часов за два года обучения (по 4 часа в неделю).
Региональный (национально-региональный) компонент содержания образования (140 часов за два года обучения) представлен предметами:
- «История Сибири»- в объеме 34 часа в 11 классе;
- «Химия в экономике НСО и охрана окружающей среды» в объеме 36 часов в 10 классе;
- Курс «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» в объеме 36 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Компонент образовательного учреждения в 10А классе составляет 350 часов за 2 года обучения (5 часов в неделю), в 11А и 11Б классах - 420 часов за два года обучения (по 6 часов в неделю), в 10Б классе – 630 часов за два года обучения (9 часов в неделю).
Часы компонента образовательного учреждения распределяются исходя из специфики лицея, направлены на обеспечение дополнительной (углубленной) подготовки по математике и физике, поддержку предметов базового и профильного уровней и удовлетворения образовательных потребностей обучающихся
10А класс
- Математика (для обеспечения дополнительной (углубленной) подготовки) – 140 (2\2) часов за два года обучения;
- Физика (для обеспечения дополнительной (углубленной) подготовки) – 140 (2\2) часов за два года обучения;
- География (обеспечение условий для завершения общеобразовательной географической подготовки старшеклассников) - 70 (1/1) часов за два года обучения.
10Б класс
O Обязательные предметы и курсы:
- География (обеспечение условий для завершения общеобразовательной географической подготовки старшеклассников) - 70 (1/1) часов за два года обучения;
- Спецкурс «Математический практикум» - 70 (1/1) часов за два года обучения.
O Занятия по выбору учащихся:
- Факультатив«Основы правовых знаний» - 70 (1/1) часов за два года обучения.
- Факультатив«Современная Британия» - 70 (1/1) часов за два года обучения.
- Факультатив «Психология общения» - 36 (1/0) часов в 10 классе.
- Факультатив «Глобальные экологические проблемы современности» - 34 (0/1) часа в 11 классе
- ИГЗ «Работа с историческими источниками» - 70 (1/1) часов за два года обучения
- ИГЗ «Физика в эксперименте» - 70 (1/1) часов за два года обучения.
- ИГЗ «Решение задач по информатике» - 70 (1/0) часов за два года обучения.
- ИГЗ «Биология клетки и тканей» - 36 (1/0) часов в 10 классе.
- ИГЗ «Основы химического анализа» - 34 (0/1) часа в 11 классе.
11А класс
- Математика (для обеспечения дополнительной (углубленной) подготовки) – 140 (2\2) часов за два года обучения;
- Физика (для обеспечения дополнительной (углубленной) подготовки) – 140 (2\2) часов за два года обучения;
- География (обеспечение условий для завершения общеобразовательной географической подготовки старшеклассников) -70 (1/1) часов за два года обучения;
- Спецкурс «Практикум по русскому языку» - 34 (0/1) часа в 11 классе.
11 Б класс
O Обязательные предметы:
- География (обеспечение условий для завершения общеобразовательной географической подготовки старшеклассников) - 70 (1/1) часов за два года обучения;
O Курсы, поддерживающие профильные предметы:
- Спецкурс «Трудные вопросы школьного курса математики» - 70 (1/1) часов за два года обучения;
- Спецкурс «Математический практикум» - 70 (1/1) часов за два года обучения;
- Спецкурс «Программирование» - 70 (1/1) часов за два года обучения
O Курсы, поддерживающие базовые предметы:
- Спецкурс «Практикум решения задач по физике» - 70 (1/1) часов за два года обучения
- Спецкурс «Право» - 36 (1/0) часов в 10 классе;
- Спецкурс «Избранные вопросы обществознания»- 34 (0/1) часа в 11 классе.
Специализированные классы созданы с целью обеспечения условий поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, отражающих перспективные потребности на рынке труда и технологий.
Образовательная программа специализированных классов (7А, 8А, 9А) реализуется в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования, и ориентирована на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности; непрерывность общего и высшего образования; углубленную подготовку по предметам естественно-математической направленности; создание максимально благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, овладения навыками самостоятельной и исследовательской деятельности.
Особенности реализации компонента образовательного учреждения.
Часы компонента образовательного учреждения распределяются исходя из специфики лицея, для обеспечения дополнительной подготовки в специализированных классах физики и дополнительной (углубленной) подготовки в классах углубленного изучения математики и физики, с целью удовлетворения познавательных потребностей обучающихся, направлены на формирование ключевых компетенций, развитие способностей и повышение качества образования.
Компонент ОУ представлен следующими предметами и курсами:
7А класс (3 часа)
- Спецкурс «Физика и живая природа» (в целях усиления практической направленности предмета, обеспечения дополнительной подготовки по физике) – 0,5 часа в неделю (I полугодие).
- Спецкурс «Решение олимпиадных задач по математике» (в целях развития интеллектуальных способностей обучающихся) – 1 час в неделю.
- Спецкурс «Тренинг личностного роста» (обеспечение психологической поддержки обучающихся вновь сформированного класса) - 1 час в неделю.
- Спецкурс «В мире химических элементов» (пропедевтика курса «Химия»)- 0,5 часа в неделю (II полугодие).
8А класс (1 час)
- Спецкурс «Механика в задачах» (в целях усиления практической направленности предмета, обеспечения дополнительной подготовки по физике) - 1 час в неделю.
9А класс (1 час)
- Факультатив «Ориентация в гравитационном поле» (1 час в неделю) направлен на обеспечение дополнительной подготовки по физике.
Образовательная программа специализированных классов предполагает часы внеурочной деятельности, в рамках которых учащиеся посещают курсы по выбору «Решение олимпиадных задач по физике», «Решение экспериментальных задач по физике», «Проектная деятельность по физике», «Исследовательская деятельность по физике» - по 1 часу в неделю в 7А и 8А классах, что обеспечивает дополнительную подготовку по предмету. Учащиеся могут выбрать от 2-х до 4-х курсов.
Все предметы обеспечены УМК, допущенными или рекомендованными МО РФ.
На основе УП и УМК были разработаны рабочие программы по всем предметам на основе единых требований, предъявляемых к РП локальным актом учреждения. Все программы прошли аккредитационную экспертизу.
Образовательные технологии и методы обучения
Педагоги лицея включены в систему профессионального развития:
- через активное участие в методической работе в интерактивных формах по пятиуровневой модели, принятой в лицее;
- через систему повышения квалификации;
- через процессы аттестации на повышение квалификационного статуса;
- через систему непрерывного самообразования.
Это позволяет им активно внедрять в практику своей работы эффективные технологии:
- Технологии развивающего обучения Занкова Л.В.
- Технологии развития познавательного интереса и познавательной активности обучающихся.
- Технология развития коммуникативной компетенции обучающихся.
- Технологии развития мыслительных способностей.
- Технологии развития социокультурной компетенции.
- Проблемное обучение.
- Технология эвристического обучения.
- Технология развития исследовательской компетенции обучающихся
- Технология развития информационных компетенций обучающихся.
- Игровые технологии в развитии познавательного интереса.
- Дифференцированное обучение.
- Технология проектной деятельности.
- Групповые технологии.
- Кейс-технологии.
- Технология развития критического мышления при чтении и письме.
- Технологии смыслового чтения и работы с текстом (информацией).
- Технология коллективного творческого дела.
- Технологии развития творческих способностей.
- Технологии развития лидерских способностей обучающихся.