Библиотечно-информационный центр
Иванова Н.В. - заведующая БИЦ
Образование: высшее
Омский государственный университет, 2001 г.
Факультет: филологический
Специальность: библиотекарь-библиограф универсальных библиотек
Стаж работы по специальности:20 лет.
Должность: заведующая библиотечно-информационным центром (БИЦ)
«Библиотека должна быть
не только хранилищем книг,
но и реальным информационным,
культурным и досуговым центром».
В.В.Путин
Работа БИЦ в условиях обновления содержания работы в образовании
Межвузовская электронная библиотека (МЭБ)
Электронные образовательные ресурсы
Приоритетом национальной системы школьного образования является формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализуется в условиях быстроменяющегося мира.
Одной из основных задач Программы развития образования является формирование единой образовательной информационной среды, совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса.
Единое информационно-образовательное пространство само по себе не создается. Нужны качественно новые отношения, кооперация и координация усилий всех участников образовательной деятельности. Это возможно благодаря обновлению информационно-библиотечного обслуживания с помощью компьютерных технологий и выхода в Интернет, созданию локальных сетей, объединяющих библиотеки города, области, республики.
Успешный человек XXI века должен быть не просто функционально, но информационно грамотен – уметь определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для её решения.
Под информационной культурой личности понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (по Н.И. Гендиной).
В Федеральной программе развития российского образования особое место занимает раздел - Концепция информатизации общего образования, где в качестве одной из главных задач современного общего образования утверждается формирование информационной компетентности: «Современная грамотность, выросшая из традиционных «читать, считать, писать», изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры».
В 2005 году библиотека лицея преобразована в библиотечно-информационный центр, целенаправленно работающий над повышением уровня информационной культуры участников образовательного процесса.
Этой проблеме были посвящены семинар, педагогический совет, методическая декада 2006-2007 уч. года, районный семинар заместителей директоров ОУ Кировского района г.Новосибирска. На этом семинаре заведующей библиотечно-информационным центром Н.В.Ивановой была проведена (авторская) экологическая игра в 5А классе «Путешествие в царство живой природы» с использованием интерактивной доски.
Приоритетной целью работы БИЦ является формирование познавательной и информационной культуры участников образовательного процесса с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.
Основные задачи работы библиотечно-информационного центра:
1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, к знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио, DVD, видеокассет), цифровом (CD,DVD - диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь обучающимся в социализации, развитие их творческого потенциала.
3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, формирование комфортной библиотечной среды.
5. Комплектование и пополнение фонда художественной и методической литературы
6. Организация рекламных акций для ознакомления учащихся и педагогов с новинками фонда БИЦ.
7. Поддержка и обеспечение цели образования, сформулированной в программе развития лицея.
8. Развитие и поддержка в детях интереса к книге, формирование позитивного отношения к чтению.
9. Организация мероприятий, воспитывающих толерантное сознание читателей, их моральные и этические качества.
10. Организация работы по привитию любви к родному краю.
Работа информационно-библиотечного центра строится по нескольким направлениям:
1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
2. Формирование у пользователей навыков самостоятельной информационной работы.
3. Содействие самообразованию пользователей библиотечными средствами.
4. Совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения.
Модернизация школьного образования требует повышения качества информационно-библиотечных услуг, расширения и усложнения функций информационно-библиотечного центра.
БИЦ не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для пользователей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников и обучающихся.
Администрация лицея и библиотекарь прикладывают много усилий для развития материально-технической базы центра.
· 5 компьютеров: ПК имеют выход в Internet;
· 4 ноутбука;
· в читальном зале - 4 компьютера для пользователей БИЦ;
· 1 принтер EPSON;
· 1 копировальный аппарат;
· 1 ламинатор;
· 1 брошюратор;
· 1 сканер/копир/принтер CanonIR;
· 1 магнитофон Vitek;
· TVPHILIPS плазменный (102 диагональ)
· DVDплеерTRONI;
· 4 компьютерных стола;
· Шкаф картотечный 24 ящика;
· 1 демонстрационный стеллаж;
· 10 односторонних стеллажей;
· 1 угловой стеллаж;
· Шкаф для читательских формуляров;
· 5 выставочных стенда;
Посещаемость библиотеки растет и становится более стабильной. Это говорит о том, что одного учебника уже недостаточно. Многократно возрастает роль библиотекаря, как координатора поиска информации, необходимой учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, интеллектуальным играм, олимпиадам. Использование электронного каталога облегчает поиск нужной информации.
В лицее ежегодно проходят читательская конференция младших школьников и научно-практическая конференция старшеклассников. В течение длительного времени лицеисты ищут материал и в городских, и в школьных библиотеках, используют Интернет, т.е. ведут информационный поиск, изучают литературу, пишут рефераты, исследовательские работы, создают проекты. В это время наряду с учителем библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся.
В том, что преподаватели и лицеисты занимают призовые места в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, несомненно, есть заслуга и библиотекаря, в работе которого постоянно используются элементы технологии развития критического мышления. Это анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др., рефлексия (выставки рисунков учащихся младших классов по прочитанным книгам – это закрепление прочитанного посредством рисунка, отзывы о прочитанных книгах старших ребят, заметки о книгах в газете – рефлексия в письменной форме). При общении с читателем, при выполнении его запросов уточняется, что нужно ученику и для каких целей. При этом задаются читателю вопросы, направляющие ход мышления. Например: “Что ты знаешь о …?” (активизация ранее приобретенных знаний), “В чем разница между … и …?” (сравнение-противопоставление), “Какая информация лучше и почему?” (оценка и ее обоснование) и др.
Работники БИЦ лицея № 176 стараются оказывать помощь при проведении всех школьных мероприятий. Это книжные и электронные выставки, выставки-просмотры, подборы литературы во время проведения предметных декад, составление информационных, рекомендательных и тематических списков литературы и многое другое.
Уже не первый год ведется обучение учащихся 1-9-х классов основам информационной культуры. Разработана программа библиотечных уроков, благодаря которой происходит воспитание компетентного человека, способного самостоятельно находить информацию, анализировать и принимать решения в условиях быстро меняющегося мира.
Навыки и умения информационной деятельности формируются в течение учебного года на библиотечных уроках.
Таким образом, первые шаги в формировании информационной культуры учащихся делаются в начальной школе, а в среднем и старшем звене происходит закрепление, расширение полученных знаний, развитие навыков работы с текстами, вводятся новые понятия и методы работы с произведениями разных стилей и жанров. Современный ребенок достаточно загружен, и поэтому занятия проводятся раз в месяц и включают в себя теорию и практику.
На библиотечных уроках и при индивидуальной работе осуществляется знакомство детей со структурой книги, обращается внимание на автора, заголовок, подзаглавие, выходные данные, сведения о художнике, справочный аппарат книги, т.е. проводится обзор книги, ее глав и частей текста. Таким обзором читатель настраивается на внимательное изучение произведения печати, учится получать первичную информацию, позволяющую в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы.
Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины также помогают формировать критическое мышление учащихся, поскольку разделы-вопросы побуждают к поиску ответов на них, создают ситуацию интереса к данной проблеме.
Всей своей деятельностью сотрудники БИЦ прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают их воображение, воспитывают гражданскую ответственность, формируют навыки вдумчивого чтения.
БИЦ предоставляет электронные обучающие программы по всем предметам общего образования, различные произведения печати, аудио, видеоматериалы. Взаимодействие библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
На протяжении многих лет ведётся тесное сотрудничество БИЦ лицея с библиотеками П.Бажова, С.Маршака, М.Горького позволяет принимать заказы участников образовательного процесса на получение отсутствующих в школе изданий по межбиблиотечному абонементу.
С внедрением в учебный процесс современных носителей информации и использованием медиасредств, интерес к книге и чтению не пропадёт, и в библиотеку, владеющую большой коллекцией художественной и справочной литературы и современной техникой, по-прежнему будут стремиться читатели за самой нужной информацией, самой интересной книжкой и за квалифицированной помощью.
Ёще недавно единственным источником знаний для человека была книга. В библиотеках мира бережно хранятся раритеты – рукописные фолианты больших размеров и книги-миниатюры, редкие печатные издания 18-19 веков, в которых запечатлена мудрость поколений. Сегодня появились новые источники и носители информации, с которыми современный человек должен уметь работать. Этому научат педагоги, родители, сама жизнь. Но никто не заменит живого общения библиотекаря с ребёнком, начинающим долгий путь в мир знаний.
Часы работы:
понедельник - пятница: с 9.30 до 17.30
Последняя пятница месяца:
санитарный день