Библиотечно-информационный центр

Иванова Н.В. - заведующая БИЦ

Образование: высшее

Омский государственный  университет, 2001 г.

Факультет: филологический

Специальность: библиотекарь-библиограф универсальных библиотек

Стаж работы по специальности:20 лет.

                         Должность: заведующая библиотечно-информационным центром (БИЦ)

«Библиотека должна быть

не только хранилищем книг,

но и реальным информационным,

культурным и досуговым центром».

В.В.Путин

Работа БИЦ в условиях обновления содержания работы в образовании

     

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ)

Электронные образовательные ресурсы

Приоритетом национальной системы школьного образования является формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализуется в условиях быстроменяющегося мира.

Одной из основных задач Программы развития образования является формирование единой образовательной информационной среды, совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса.

Единое информационно-образовательное пространство само по себе не создается. Нужны качественно новые отношения, кооперация и координация усилий всех участников образовательной деятельности. Это возможно благодаря обновлению информационно-библиотечного обслуживания с помощью компьютерных технологий и выхода в Интернет, созданию локальных сетей, объединяющих библиотеки города, области, республики.

Успешный человек XXI века должен быть не просто функционально, но информационно грамотен – уметь определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для её решения.

Под информационной культурой личности понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (по Н.И. Гендиной).

В Федеральной программе развития российского образования особое место занимает раздел - Концепция информатизации общего образования, где в качестве одной из главных задач современного общего образования утверждается формирование информационной компетентности: «Современная грамотность, выросшая из традиционных «читать, считать, писать», изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры».

В 2005 году библиотека лицея преобразована в библиотечно-информационный центр, целенаправленно работающий над повышением уровня информационной культуры участников образовательного процесса.

Этой проблеме были посвящены семинар, педагогический совет, методическая декада 2006-2007 уч. года, районный семинар заместителей директоров ОУ Кировского района г.Новосибирска. На этом семинаре заведующей библиотечно-информационным центром Н.В.Ивановой была проведена (авторская) экологическая игра в 5А классе «Путешествие в царство живой природы» с использованием интерактивной доски.

Приоритетной целью работы БИЦ является формирование познавательной и информационной культуры участников образовательного процесса с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи работы библиотечно-информационного центра:

1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, к знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио, DVD, видеокассет), цифровом (CD,DVD - диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь обучающимся в социализации, развитие их творческого потенциала.

3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, формирование комфортной библиотечной среды.

5. Комплектование и пополнение фонда художественной и методической литературы

6. Организация рекламных акций для ознакомления учащихся и педагогов с новинками фонда БИЦ.

7. Поддержка и обеспечение цели образования, сформулированной в программе развития лицея.

8. Развитие и поддержка в детях интереса к книге, формирование позитивного отношения к чтению.

9. Организация мероприятий, воспитывающих толерантное сознание читателей, их моральные и этические качества.

10. Организация работы по привитию любви к родному краю.

Работа информационно-библиотечного центра строится по нескольким направлениям:

1.  Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.

2.  Формирование у пользователей навыков самостоятельной информационной работы.

3.  Содействие самообразованию пользователей библиотечными средствами.

4.  Совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения.

Модернизация школьного образования требует повышения качества информационно-библиотечных услуг, расширения и усложнения функций информационно-библиотечного центра.

БИЦ не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для пользователей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников и обучающихся.

Администрация лицея и библиотекарь прикладывают много усилий для развития материально-технической базы центра.

·        5 компьютеров: ПК  имеют выход в Internet;

·        4 ноутбука;

·        в читальном зале - 4 компьютера для пользователей БИЦ;

·        1 принтер EPSON;

·        1 копировальный аппарат;

·       1 ламинатор;

·       1 брошюратор;

·        1 сканер/копир/принтер CanonIR;

·        1 магнитофон Vitek;

·        TVPHILIPS плазменный (102 диагональ)

·        DVDплеерTRONI;

·        4 компьютерных стола;

·        Шкаф картотечный 24 ящика;

·        1 демонстрационный стеллаж;

·        10 односторонних стеллажей;

·        1 угловой стеллаж;

·        Шкаф для читательских формуляров;

·        5 выставочных стенда; 

 Посещаемость библиотеки растет и становится более стабильной. Это говорит о том, что одного учебника уже недостаточно. Многократно возрастает роль библиотекаря, как координатора поиска информации, необходимой учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, интеллектуальным играм, олимпиадам. Использование электронного каталога облегчает поиск нужной информации.

В лицее ежегодно проходят читательская конференция младших школьников и научно-практическая конференция старшеклассников. В течение длительного времени лицеисты ищут материал и в городских, и в школьных библиотеках, используют Интернет, т.е. ведут информационный поиск, изучают литературу, пишут рефераты, исследовательские работы, создают проекты. В это время наряду с учителем библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся.

В том, что преподаватели и лицеисты занимают призовые места в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, несомненно, есть заслуга и библиотекаря, в работе которого постоянно используются элементы технологии развития критического мышления. Это анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др., рефлексия (выставки рисунков учащихся младших классов по прочитанным книгам – это закрепление прочитанного посредством рисунка, отзывы о прочитанных книгах старших ребят, заметки о книгах в газете – рефлексия в письменной форме). При общении с читателем, при выполнении его запросов уточняется, что нужно ученику и для каких целей. При этом задаются читателю вопросы, направляющие ход мышления. Например: “Что ты знаешь о …?” (активизация ранее приобретенных знаний), “В чем разница между … и …?” (сравнение-противопоставление), “Какая информация лучше и почему?” (оценка и ее обоснование) и др.

Работники БИЦ лицея № 176 стараются оказывать помощь при проведении всех школьных мероприятий. Это книжные и электронные выставки, выставки-просмотры, подборы литературы во время проведения предметных декад, составление информационных, рекомендательных и тематических списков литературы и многое другое.

Уже не первый год ведется обучение учащихся 1-9-х классов основам информационной культуры. Разработана программа библиотечных уроков, благодаря которой происходит воспитание компетентного человека, способного самостоятельно находить информацию, анализировать и принимать решения в условиях быстро меняющегося мира.

Навыки и умения информационной деятельности формируются в течение учебного года на библиотечных уроках.

Таким образом, первые шаги в формировании информационной культуры учащихся делаются в начальной школе, а в среднем и старшем звене происходит закрепление, расширение полученных знаний, развитие навыков работы с текстами, вводятся новые понятия и методы работы с произведениями разных стилей и жанров. Современный ребенок достаточно загружен, и поэтому занятия проводятся раз в месяц и включают в себя теорию и практику.

На библиотечных уроках и при индивидуальной работе осуществляется знакомство детей со структурой книги, обращается внимание на автора, заголовок, подзаглавие, выходные данные, сведения о художнике, справочный аппарат книги, т.е. проводится обзор книги, ее глав и частей текста. Таким обзором читатель настраивается на внимательное изучение произведения печати, учится получать первичную информацию, позволяющую в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы.

Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины также помогают формировать критическое мышление учащихся, поскольку разделы-вопросы побуждают к поиску ответов на них, создают ситуацию интереса к данной проблеме.

Всей своей деятельностью сотрудники БИЦ прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают их воображение, воспитывают гражданскую ответственность, формируют навыки вдумчивого чтения.

БИЦ предоставляет электронные обучающие программы по всем предметам общего образования, различные произведения печати, аудио, видеоматериалы. Взаимодействие библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

На протяжении многих лет ведётся тесное сотрудничество БИЦ лицея с библиотеками П.Бажова, С.Маршака, М.Горького позволяет принимать заказы участников образовательного процесса на получение отсутствующих в школе изданий по межбиблиотечному абонементу.

С внедрением в учебный процесс современных носителей информации и использованием медиасредств, интерес к книге и чтению не пропадёт, и в библиотеку, владеющую большой коллекцией художественной и справочной литературы и современной техникой, по-прежнему будут стремиться читатели за самой нужной информацией, самой интересной книжкой и за квалифицированной помощью.

Ёще недавно единственным источником знаний для человека была книга. В библиотеках мира бережно хранятся раритеты – рукописные фолианты больших размеров и книги-миниатюры, редкие печатные издания 18-19 веков, в которых запечатлена мудрость поколений. Сегодня появились новые источники и носители информации, с которыми современный человек должен уметь работать. Этому научат педагоги, родители, сама жизнь. Но никто не заменит живого общения библиотекаря с ребёнком, начинающим долгий путь в мир знаний.

Часы работы:

понедельник - пятница: с 9.30 до 17.30

Последняя пятница месяца:

санитарный день

   
©Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с публикацией активной прямой и индексируемой ссылки на сайт.
МАОУ "Лицей №176", г. Новосибирск, ул. Новогодняя, 20/2, 8 (383) 346 57 02